terema17@bk.ru

Задать вопрос

Видеолекции

Элементы бацзы как элементы судьбы. Почему важен статус мамы, бабушки, прабабушки

Лунный календарь

На дату 12.12.2023 в 12:00 Луна находится в фазе «Убывающая Луна». Это 29 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Стрелец ♐Процент освещенности Луны составляет 0%. Восход Луны в 08:40, а закат в 14:47.

Главная/ Статьи мастера / «Цветок персика» и его тайна (1 часть)

«Цветок персика» и его тайна (1 часть)

«В моей карте есть «Цветок персика», почему же нет любви?» Такой вопрос часто задают люди, которые только начинают изучать бацзы. Это большая и интересная тема, которая включает в себя много аспектов жизни человека, в зависимости от вопроса, который нас волнует в данный момент.

Конечно, больше всего «Цветок персика» затрагивает наши чувства и внутренние переживания, касающиеся любовных отношений, но давайте все по порядку и с начала.

Родина персиковых деревьев — Центральный и Северный Китай, где растение встречается в диком состоянии. В садах и парках, па улицах этой страны цветут разнообразные сорта этого красивого дерева. Любоваться весной распустившимися цветами плодовых деревьев – древняя традиция, особенно почитаемая в Китае и Японии. Это олицетворение весны, пробуждения, любви. Люди Поднебесной сравнивали яркие и утонченные цветки персика с лицом красавицы, поэтому этот плод воспет китайскими поэтами, философами, художниками и музыкантами.

В бацзы так же существуют разновидности «Цветка персика» или по-другому «Цветка Любви», но каждый красив по своему. Они наполняют нашу карту чувствами, эмоциями, радостью и печалью. Владея искусством бацзы, мы можем увидеть этот прекрасный сад. В один момент можно испытать ощущение свежести, нежности, юности, романтики. В другой – увядшие цветы, недуг и одиночество. Но мы ищем «Цветок Любви» или ждем его приход в нашу жизнь, потому что желаем новых чувств, эмоций, поступков и перемен к лучшему.

Почему именно цветок персика, а не лотос или пион?

«Персик — символ юности и бессмертия. Плод персика символизирует непрерывный процесс возобновления жизни, а цветок персика — весну, женское обаяние, мягкость, миролюбие, свадьбу, а также девственность и чистоту. Плод персикового дерева олицетворял собой счастье супружеской пары, бессмертие и весну». Такое описание символов я нашла в китайской живописи.

А вот китайской мифологии это дерево является одним из символов бессмертия. Поэтому люди использовали его цветы и ветви для изгнания демонов и болезней, чаще всего это были амулеты и ряд ритуальных предметов.

Так же мы можем встретить упоминание названия сорта персиков.

Цзуйсянь- переводится как «хмельной небожитель».По китайской мифологии, персики, растущие на небесах, наделяют отведавшего их человека бессмертием. Отголоски этого древнего мифа дошли и до нас в виде «молодильных яблок» русских народных сказок.

Еще идею бессмертия, связанную с персиковым деревом, можно найти в предании о богине Сиванму с ее персиковыми садами бессмертия.

«Западная сторона в китайской традиции является не только местом, куда уходят души умерших мудрецов, но и тем чертогом, где можно получить чудесное снадобье преодоления смерти — и обрести вечную жизнь. Именно богиня Сиванму обладает отваром бессмертия, который может даровать его людям. Например, по одному из преданий, как-то Царь обезьян Сунь Укун, выкрал персик бессмертия у Сиванму, устроив страшный переполох на небесах. Вообще горы Куньлунь, где обитала Сиванму и многие другие чудесные создания, во многих рассказах выступают тем местом, где цветут плоды бессмертия, например, персики.

По преданию, день рождения Сиванму регулярно празднуется восемью даосскими бессмертными небожителями — полулегендарными персонажами, обретшими долголетие и, скорее всего, в реальной жизни — посвященными магами. В честь этого устраивается огромное пиршество с редкими блюдами, например, медвежьими лапами, обезьяньими губами и даже печенью дракона. Наконец, в самом конце торжества подносятся плоды долголетия — персики. Но поскольку персиковое дерево бессмертия плодоносит не каждый год, а лишь раз в три тысячи лет, то лишь тогда можно собрать настоящее «пиршество бессмертных».

Чжу Сяньван (1378 — 1448)

Провожаю Небесного Учителя*

Скован инеем белым сегодня Чжичэн*.

Стали редкими тени ив.

Провожаю гостя до озера По,

я любезен с ним и учтив.

Вот златой, черепаховой кости футляр

-там лежит «громовая печать»;

Испещренный заклятьями тонкий бамбук

-укрывает надежно парча.

Мой учитель с зарей иногда улетал,

-погоняя одним журавлем;

А к закату на землю с небес воротясь,

пару уток отвязывал он…

И сегодня, в Обитель Бессмертных* спеша,

начал он собираться чуть свет,

Чтоб узнать: как волшебные персики «пань»

уж поспели, иль все еще нет?

Комментарии переводчика Бориса Мещерякова

*Небесный Учитель — прозвище даосского монаха наставника. Даосы владели искусством магии и активно занимались алхимией в поисках «эликсира бессмертия». В стихотворении описаны некоторые предметы магического ритуала, а также необычные путешествия героя на небо за волшебными персиками, способными даровать бессмертие.

*Чжичэн — город в Китае.

*Обитель Бессмертных — здесь: дворец мифического Небесного Императора.

… «источник средь персиков«… — в оригинале: Тао Юань — имеется в виду китайская легенда-утопия, изложенная поэтом раннего Средневековья, Тао Юаньмином, где повествуется о чудесной местности, называемой «Тао Юань» (кит. «Персиковый Источник»), жители которой жили в равенстве, мире и достатке, никем не притесняемые.

Но вернемся с небес на землю и зададим этот вечный вопрос: «А что такое бессмертие?» Мы, ныне здравствующие понимаем, что наше бессмертие невозможно, а вот в философском аспекте Платон говорил, «Смертное, в отличие от Божественного, не остается всегда одним и тем же, но устаревая и уходя, оставляет новое свое подобие».

Поэтому дерево персика не только является олицетворением бессмертия в Китае, но и еще это символ любви, семьи и продолжение рода.

Теперь, глядя на бацзы, мы можем представить картинку, живой это благоухающий цветок или он мертвый, сорванный. Оценив «прелесть» и его расположение в карте, мы понимаем, что это не только красота и привлекательность, но так, же наши встречи и расставания, рождение детей (продолжение рода- «бессмертие человека») сексуальные желания, счастье в браке или свободный полет и многое другое.

В конце 1 части своей статьи «Цветок Персика и его тайна», мне бы хотелось, что бы вы прочли неторопливо, с чувством, с толком, с расстоновкой следующее стихотворение из романа Цао Сюэцинья. В нем, скрыты тайные переживания, которые зачастую имеет человек имеющий «ЦП» в карте бацзы.

Персика цветы за шторой, – там,

Где восточный ветер лаской веет;

Персика цветы за шторой, – здесь,

Где служанка, сон, сгоняя, млеет…

Там, за шторой, – персика цветы,

Здесь, за шторой, – я и все подруги.

Девушки и персика цветы

Льнут друг к другу, нежась на досуге…

Шторы так и сбросил бы с окна

Ветер, слыша наши разговоры,

Просятся цветы из сада к нам,

Но они открыть не в силах шторы.

Там, за шторой, – персика цветы:

Расцветают, как и прежде, дружно.

Здесь, за шторой, – им не пара мы,

Ибо не цветем, а лишь недужим…

Если бы нас поняли цветы,

То и погрустили б с нами вместе,

И за штору ветер бы проник

И принес нам радостные вести.

Штор тогда б раздвинулся бамбук,

Горница б наполнилась цветами,

К нам пришла б весна во всей красе!..

…Только грусть не разлучится с нами…

Дом уныл, лишайником порос,

В пустоте теряются ворота,

У перил грустит в закатный час

Одинокий и печальный кто-то…

При восточном ветре слезы льет

Кто-то одинокий на перила,

И украдкой персика цветок

К юбке прикасается пугливо…

Всполошились персика цветы

И смешались с нежною листвою,

У цветов румяны лепестки,

А листва прельщает бирюзою.

Но от взоров прячутся стволы,

Десять тысяч их – и все в тумане,

Все ж на стенах терема они

Оставляют отблеск свой багряный…

Пряха шелк небесного станка

Мне как весть счастливую прислала;

Зарумянюсь, отойдя от сна,

На своей подушке из коралла…

После из душистого ручья

В золотой несет служанка чаше

Персиковых, нежных вод настой,

Чтобы лик мой был милей и краше*,

Но зачем мне эта красота?

Что мне свежесть, щек омытых алость?

Яркий лик присущ цветам, а мне

Только слезы проливать осталось!..

Мне возможно ль персика цветок

Уподобить, если плачу горько?

Чем я дольше плачу – он пышней,

И ему не жаль меня нисколько!

Но когда влажны мои глаза, —

На цветок взгляну – слеза слетает,

Выплакала б слезы до конца,

Да цветы, к несчастью, увядают…

…Лишь на миг короткий приглушат

Муку бесприютности сердечной, —

И тотчас с ветрами улетят,

Оставляя в жизни тусклый вечер…

Пусть кукушка закукует вновь…

Нет весны, и в мире одиноко.

Тишина. За шторою окна

Лунное лишь не сомкнется око!

(1715 — 1762)

*«Чтобы лик мой был милей и краше…» – По преданию, просвещенная супруга сановника Лу Шичэна (династия Северная Ци, 479– 501), умывая ребенка, изрекала: «В весенний день лепестки персиковых цветов пополам со снегом при омовении придают лицу красоту и свежесть».

Продолжение следует…

(в статье использованы картины китайских художников Huasan Sanchuan и Ji Shuwen)